Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Магистр

"Новые профессии" и как их освоить


Алексей Тупицын
эксперт Центра управленческого проектирования
Версия для печати
Послать по почте

Аутичный программист был культовой фигурой конца 80-х. В начале 90-х ему на смену пришел крутой менеджер, легко расшивающий многомесячные неплатежи и лихо уводящий прибыль от налога. Сегодня такой фигурой стал гуманитарный технолог.

Россия становится постиндустриальной страной. "Продвижение" производимых товаров, будь то новый сорт колбасы, политический лидер или эстрадный артист, стало в нашей стране сферой профессиональной деятельности.

Новые времена рождают новых героев. Аутичный программист, глаза которого загораются и гаснут одновременно с нажатием кнопки компьютера, был культовой фигурой конца 80-х. В начале 90-х ему на смену пришел крутой менеджер, легко расшивающий многомесячные неплатежи и лихо уводящий прибыль от налога. Сегодня такой фигурой стал гуманитарный технолог. Он тоже менеджер, но в рамках конкретного проекта. Он тоже программист, но объектами его мышления являются человеческое поведение, симпатии и отношения больших групп населения...

Гуманитарные знания и технологии обретают значение деятельной силы. Не владея ими, человек вдруг неожиданно оказывается "страдательным элементом" в руках разного рода специалистов по рекламе, PR, избирательным технологиям. Освоив же их, он может включиться в самый увлекательный процесс - строительство собственного будущего. Своего, своей страны, своего мира.

Где и как учат сегодня "новым профессиям" - специалистов по связям с общественностью, кризисных менеджеров, политических технологов, специалистов по медиапланированию и мониторингу рынка, специалистов по планированию, организации и проведению рекламных кампаний, копирайтеров, криэйтеров, имиджмейкеров? Этим материалом мы открываем рубрику, посвященную проблемам нового гуманитарного образования.

Большинство вузов, которые обучают "новым профессиям", еще не сделали ни одного выпуска, поэтому пока трудно что-либо всерьез говорить о качестве подготовки студентов. Вместе с тем анализ учебных программ и принципов обучения позволяет сделать вывод, что основная масса вузов распределяется вокруг двух "полюсов". Первый - фундаментальная гуманитарная подготовка при минимуме практических навыков, второй - специальная подготовка и тренинг практических умений без углубления в базовые гуманитарные предметы.

МГИМО, Высшая школа рекламы и другие...

Одним из лидеров в подготовке специалистов по связям с общественностью (специальность 022000) является факультет международной информации МГИМО МИД РФ. Основателем и руководителем этой кафедры является Александр Борисов. Одновременно он же руководитель Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и учебно-методического объединения (УМО), в которое входят более 40 вузов из различных регионов страны, имеющих сегодня данную специализацию.

Именно на факультете международной информации МГИМО был разработан образовательный стандарт, принятый в июне 1996 года. Этот стандарт включает три раздела: фундаментальная подготовка (философия, психология, культурология и т. д.), общепрофессиональные дисциплины (история, экономика, конфликтология и т. д.) и специальные дисциплины (например, психология массовой коммуникации, основы радио- и телевизионной журналистики и т.д.). В настоящий момент, по словам Александра Борисова, этот стандарт должен быть пересмотрен и усовершенствован, поскольку практика обучения студентов вносит свои коррективы.

Каждый вуз, желающий открыть специализацию в этой области, должен пройти экспертизу УМО на предмет соответствия стандарту учебных планов и программ. Правда, последнее время деятельность УМО подвергается резкой критике именно за то, что содержание ее деятельности составляет только экспертиза. При этом ощутимой учебно-методической помощи вузы не получают, что и было озвучено представителями вузов на III Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы и смежных специальностей в апреле этого года.

В МГИМО на специальность "связи с общественностью" принимают 35-40 человек в год, конкурс составляет в среднем 2 человека на место. Стоимость обучения - 5000 долларов в год. Стоит ли получение диплома затраченных 25 000 долларов? Как показывает опыт выпускников, да, стоит. При определенных усилиях и везении затраты на диплом со временем окупаются. Успешной социализации помогает то, что начиная со второго курса студенты проходят практику в рекламных, информационных и PR-агентствах, с которыми МГИМО имеет связи. А это далеко не самые плохие компании.

Выпускники отделения (состоялось 4 выпуска) работают в государственных и коммерческих структурах, крупных СМИ. "Без работы наши выпускники никогда не остаются, - говорит заместитель декана факультета Николай Халин. - С одной стороны, это обусловлено тем, что рынок очень большой и на нем почти нет конкуренции. А с другой стороны, не будем забывать качество подготовки МГИМО".

Помимо указанных двух факторов имеет место и третий - высокий дух корпоративизма выпускников МГИМО, в буквальном смысле слова "опутавших" нашу страну и даже соседние страны сетью деловых и личных связей.

Что же касается емкости рынка, то тут наши оценки серьезно расходятся. Дело в том, что сегодняшние руководители PR-агентств - люди молодые и сдавать своих командных постов не собираются. Создать же свое собственное агентство сможет не каждый выпускник, да и агентств уже предостаточно. Вариант найма на работу уже не предполагает высоких заработков, а количество молодых специалистов с каждым годом будет только расти. Впрочем, никаких серьезных исследований и прогнозов, насколько нам известно, в этой области пока еще не проведено.

Вторым лидером в области подготовки гуманитарных технологов постепенно становится Высшая школа рекламы, открытая сначала как факультет рекламы (специальность 052900) Сергеем Горловым в 1995 году в Институте молодежи. Это негосударственное учебное заведение готовит специалистов в области рекламного маркетинга и менеджмента, копирайтинга (работы с рекламными текстами), художественного дизайна, режиссуры рекламы и других экзотических специальностей (диплом государственный).

Отметим, что обучение в Высшей школе рекламы в три раза дешевле, чем в МГИМО. В среднем год обучения на факультете стоит 1600 долларов. При этом студентам со второго курса стараются создать возможность стажировок в рекламном бизнесе, возможность заработка, что позволяет им хотя бы частично компенсировать затраты на обучение. Кроме того, как считает Сергей Горлов (декан факультета рекламы), такая работа позволяет студенту создать имя, приобрести капитал связей и доверия, который значительно облегчит дальнейшую карьеру. Этому же способствует и участие студентов в разнообразных рекламных фестивалях и конкурсах. По итогам нынешнего года три студенческие работы, выставленные на Московском международном фестивале рекламы, получили призовые места.

В Высшей школе рекламы можно получить первое высшее образование в течение пяти лет и второе - в течение двух лет. Сергей Горлов обосновывает это так: "Вузовская система очень медленно реагирует на изменения рынка труда. Этому есть свои причины. Во-первых, отсутствие квалифицированных преподавателей. Тот, кто успешно работает, не всегда хорошо читает лекции. А во-вторых, не очень понятно, как следует учить рекламному делу. Стоит ли брать выпускников школ и готовить их пять лет по громоздким методикам, или эффективнее давать второе высшее образование уже сложившимся людям? С нашей точки зрения, второе - гораздо эффективнее".

Сергей Горлов настаивает, что подготовка студентов будет успешной лишь в том случае, если они, еще обучаясь в вузе, будут создавать свои собственные рекламные и консалтинговые компании, студии дизайна. А это требует больших инвестиций в образование, которых сегодня найти практически нельзя. К слову сказать, техническое оснащение Высшей школы рекламы, включая современные графические станции, было проведено Горловым на собственные деньги, и сегодня факультет технически "вооружен" для приема студентов.

На сегодняшний день в России существует около 55 вузов, дающих подготовку по специальности 052900 (реклама) или по смежным специальностям, где реклама является составной частью (15 из них в Москве). Но только Южнороссийский гуманитарный институт в Ростове уже произвел первый выпуск студентов в составе 15 человек. В масштабах нашей страны это, конечно, капля в море.

В этом году филиал Краснодарского университета в городе Новороссийске - Кубанский государственный технологический университет - стал 45-м вузом, открывшим обучение по специальности "связи с общественностью" (022000).

Конечно, в МГИМО к появлению Высшей школы рекламы и других образовательных проектов пока относятся немного свысока, как к младшим братьям, и не рассматривают их в качестве конкурентов. Нет, мол, достаточного уровня преподавания, нет признания в академических кругах и так далее. Но ничто не стоит на месте, и вполне вероятно, что уже через несколько лет баланс сил на рынке образовательных услуг изменится.

Пока признанные лидеры "почивают на лаврах", вновь созданные вузы ведут активный поиск нового типа образования, адекватного задачам меняющегося общества.

Как сами работники "гуманитарного фронта" оценивают подготовку молодых специалистов?

"Обучить искусству PR можно любого", - считает Валерий Дикевич, зам. генерального директора по связям с общественностью управляющей компании крупной промышленной группы "Интерфин" и представитель корпоративного PR (кстати, выпускник МГИМО). Никакой специальной подготовки не требуется, поэтому в настоящий момент в области PR работают психологи, социологи, журналисты, историки - то есть те специалисты, которые просто получили хорошее образование. Но если человек не обладает коммуникативными способностями, не имеет широкого кругозора и аналитических навыков, он не достигнет вершин карьеры. Именно поэтому, считает Валерий Дикевич, в средствах массовой информации так много низкосортных статей и откровенно заказных материалов.

Противоположную точку зрения отстаивает Ефим Островский, длительное время работающий на рынке политического консультирования. Он с крайним недоверием относится к вузам, взявшимся готовить студентов в области гуманитарных технологий. Именно поэтому он вынужден делать "постоянные образовательные вклады" в подготовку своих сотрудников. "Я даю людям шанс попробовать работать в этой сфере. Если человек не справляется в трудной ситуации - он уходит. Это - всегда риск и для сотрудника, и для меня", - подчеркивает Ефим Островский.

В настоящее время большинство руководителей коммерческих агентств и фирм, работающих в области гуманитарных технологий, серьезно относятся к повышению квалификации своих сотрудников, поскольку считают это одним из факторов конкурентоспособности фирмы.

В свете приведенных выше двух полярных мнений нам представляется интересным ввести "третье" измерение затронутой нами темы - "технологии без человека". На сайте, созданном консалтинговой фирмой "Триза-шанс", находится демонстрационная версия программы "Приемы журналистики и Public Relations".

Эта программа, по утверждению авторов, позволяет создавать рекламные тексты на самые разные темы, затрачивая минимум времени и сил. Созданная в результате анализа более десяти тысяч текстов, она содержит несколько десятков различных риторических приемов, направленных на привлечение внимания или коррекцию мнений читателя относительно тех или иных продуктов, товаров, услуг.

Освоение такой программы занимает час-полтора, после чего создание вполне приличного рекламного текста возможно в течение нескольких минут. Создатель программы Игорь Викентьев как-то сказал, что к нему часто обращаются с вопросом, а нельзя ли полностью отказаться от труда человека при подготовке рекламных текстов. Отнесемся к этому как к шутке, но эта шутка заставляет задуматься о том, каково место человека в предельно технологизированных областях деятельности.

Что привлекает студентов в "новых профессиях"?

Ответ на этот вопрос мы попытались получить возле приемных комиссий московских вузов. Общая картина получилась такая: большинство ребят идут учиться потому, что считают сферу гуманитарных технологий самой перспективной и быстроразвивающейся.

Многие думают, что отечественные товаропроизводители неконкурентоспособны именно потому, что у них нет рекламной стратегии, а не в силу плохого качества товара. Поднимать производство надо главным образом за счет рекламы и маркетинга - таков был основной лейтмотив высказываний. "Основная задача тех, кто хочет развивать Россию, - создавать конкурентоспособные брэнды, которые можно продвигать на Запад" - это точка зрения, с которой, похоже, согласно большинство.

Товарный патриотизм, конечно, не единственный стимул обучения. Многие считают, что нормальные деньги сегодня можно заработать либо в сфере управления, либо в сфере рекламы и шоу-бизнеса. Но управление и шоу-бизнес - это такие сферы, куда человеку "с улицы" трудно попасть, там очень высока семейственность и огромную роль играют связи.

Студенты факультета психологии МГУ уверены, что с той подготовкой, которую можно получить на их факультете, они без труда войдут в любую гуманитарную область, будь то муниципальное управление, консалтинг или избирательные технологии. В МГУ большое внимание уделяют фундаментальным знаниям, которые позволяют видеть не просто отдельные фрагменты, а картину в целом.

Вероятно, такой подход вполне имеет право на существование. При этом отнюдь не очевидно, что знание о том, что в основе современной графической рекламы лежат Кандинский и Малевич, а кинематограф построен на идеях психоанализа, позволяет создавать конкурентоспособный товарный знак.

"Одна из проблем, - пошутил В. Дикевич, - состоит как раз в том, чтобы человек, хорошо разбирающийся в теории PR, твердо помнил, что проводить пресс-конференции нужно с учетом dead-line'a различных изданий".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.