Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Мы предлагаем купить люстру по самым низким ценам!



soob.ru / Архив журналов / 1999 / Временим? / Академия

Патрик Шампань: Делать мнение


Марина Щедровицкая
Версия для печати
Послать по почте

Новая политическая игра
В своей книге известный французский социолог делится представлениями о том, что же из себя представляет так называемое общественное мнение, о котором нас последнее время активно информируют СМИ, а главное - зачем нас об этом постоянно информируют.


Мы взяли на себя труд изложить основные тезисы книги в понятной и доступной форме, дабы наши читатели, погруженные в пучину рыночной действительности и находящиеся в постоянном цейтноте, все же смогли бы оценить глубину и непредвзятость рассуждений уважаемого зарубежного автора.

Издательство Socio-Logos, Москва, 1997

Во Франции книга впервые вышла в 1990 году и наделала в Европе не мало шума. У нас - 7 лет спустя, тиражом 5000 экземпляров, в, мягко говоря, неудачном переводе - и так и не вышла за пределы узкого круга читателей. В книгу включена и более поздняя статья Шампаня "Опросы, голосования и демократия" (1995), в которой автор дает уточнения и дополнения к ранее опубликованному тексту книги.

Поскольку последние годы уходящего века ознаменовались бурным развитием выборных процессов и в нашей стране, этой публикацией мы еще раз хотим обратить внимание читателей на это достойное произведение.

Основная задача книги - показать, что "общественного мнения" в реальности не существует, не существует также и "мнения, измеренного опросами общественного мнения".

Что же существует?

Существует новое социальное пространство, которым управляют продавцы опросов, политологи, советники по коммуникации и политическому маркетингу, журналисты и другие профессионалы. Эти "социальные агенты", как называет их Шампань, и являются профессиональными создателями любого "общественного мнения".

Циклическая деятельность этих профессионалов делится на следующие этапы:

1. Создание продукта под названием "общественное мнение" с помощью опросов, компьютеров, электронных информационных служб.

2. Внедрение через СМИ продукта своей деятельности (под названием "общественное мнение") в реальность, придав ему тем самым автономное политическое существование.

3. Анализ и управление - манипулирование собственным продуктом, вживленным в реальность.

4. Демонстрация того, как изменилась политика за последние 30 лет (не будете делать нам заказы, будете такими же смешными, как кандидаты из черно-белой хроники 50-х годов).

Тезисы по книге Патрика Шампаня:

Тезис 1. Общественного мнения не существует - оно делается профессионалами.

Этот тезис впервые в 70-е годы высказал Пьер Бурдье в статье "Общественного мнения не существует" - название провокационное, реакция соответствующая.

Бурдье задавал два резонных вопроса социологам:

1) Почему вы уверены, что все индивиды имеют мнение и что все они задают себе тот вопрос, который вы ставите в анкете?

2) Почему вы считаете, что все мнения с социальной точки зрения равноценны?

Вывод: социологи не измеряют "общественное мнение", а производят артефакты.

В своей работе Шампань опирается на Бурдье.

Тезис 2. "Общественное мнение" - новое символическое оружие в политике как в символической борьбе.

Кто может противопоставиться политику, избранному народом и говорящему от имени своих избирателей, и что можно ему противопоставить? Журналисты и политологи, желающие быть независимыми от политической власти, нашли выход. Нужно озвучить "глас народа" в форме общественного мнения, публично внести его в политическую игру, тем самым узаконив новое оружие политического поля.

Тезис 3. Обсуждение норм использования нового оружия. Злоупотребления оружием со стороны СМИ, со стороны политиков, со стороны политологов.

Публикуя результаты исследований, индустрия СМИ работает на себя и на консалтинговые фирмы, создавая спрос на услуги журналистов, вещающих по велению "гласа народа". Эти данные получают признание и становятся политически значимыми.

Политологи считают, что они способствуют прогрессу, демократии, и напоминают, что институты общественного мнения не существуют в авторитарных режимах. Пугая тоталитаризмом, легко впасть в манипулирование, оправдываясь высокими идеалами, и тем самым усугубить ситуацию, спровоцировав массовый цинизм, который и так присущ политической логике.

Для политиков весьма опасно, что народ для них будет существовать лишь в двух искаженных формах. В форме респондента опросов и в форме телезрителя, наблюдающего с помощью ТВ, как от его имени борются между собой кланы политического мира, на деле подчиняющиеся только лишь логике своей политической борьбы.

Тезис 4. Как сохранить профессиональную позицию социологу, вовлеченному в новую политическую игру "делаем мнение".

Этот вопрос только поднят, но не раскрыт.

В конце мы приносим извинения Патрику Шампаню за намеренно упрощенное и огрубленное прочтение его текста (начните читать книгу и сами поймете это). Оправдываем мы себя лишь высокой целью: еще раз напомнить вкус хорошего чтения... Ведь поживешь с нами - научишься читать всякую гадость...


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Временим?
Контекст
От главного редактора
Марина Щедровицкая
От со-редактора
Дмитрий Петров
Виртуальный Анатолий жив
Рустам Арифджанов
Вызов свободной печати
Ефим Островский
Медиатизация политики
Иван Засурский
Среда
Зачем РАСО нужна АКОС? Зачем АКОСу будет нужна РАСО?
Марина Щедровицкая
Логика взрослого бизнеса
Игорь Писарский
Мнение
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Практика
В двух словах об интернет-рекламе
Антон Никитин
Новости
Битвы мамонтов
Анвар Амирамов
Академия
Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и... имидж России
Петр Щедровицкий
Патрик Шампань: Делать мнение
Марина Щедровицкая
Магистр
"Новые профессии" и как их освоить
Алексей Тупицын
Концепция обучения по специализации "Избирательные технологии"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Курьер
Регламентация по-старому
Иван Денисов
Агитация по-новому: халявы не будет
Леонид Кириченко
Книжный стенд
Еще раз о "Великой восточной технике введения мягкого в твердое"
Но вам полезен этот яд?..
Голубое сало
Владимир Сорокин
Практический опыт бывалых российских политконсультантов
Андрей Максимов
Пишите по-русски...
Виктор Пелевин как рекламный сюжет
Гуманитарные фабрики
Навык махать собаками
Андрей Плахов
"Шакалы ротационных машин" явились в мир из кино
Сергей Маньшинин, Сергей Соколов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.