На главную страницу
   
 





ЭТО ВСЁ, ЧЕМ МЫ БУДЕМ ГОРДИТЬСЯ,
ЕСЛИ ТЫ ПЕРЕСТАНЕШЬ МЕЧТАТЬ

Скорее всего, слово «реклама» состоит из двух романских морфем: перевести его можно как «повторяющийся выкрик».

Почему по городу расклеены эти повторяющиеся надписи? Это — не партийная пропаганда, не продвижение какого-то массового товара, банка или страховой компании (поэтому их и не так много, и не по всей стране)… ближе всего эти плакаты к однажды появившимся по Москве billboard'ам «Я люблю тебя» — но только в этот раз они не посвящены конкретному человеку.

К сожалению, мы опубликовали с помощью московской наружки лишь два плаката из пяти: из оставшихся трёх на двух изображены водка и автомат Калашникова (и водку, и оружие на рекламе изображать запрещается :) — для того, чтобы в День Победы можно было размещать изображение оружия на уличных рекламных носителях, понадобилось специальное разрешение Правительства РФ), а ещё один содержит фотографию балерины, вывесив которую off-line, мы не могли быть уверены, что не нарушаем чьи-то авторские права на саму фотографию… Однако здесь мы можем опубликовать все пять плакатов — что и делаем.

Собственно, сами плакаты придумал молодой парень, которого зовут Степан Накамура. Он выставил его на конкурс «социальной рекламы» и даже получил там за это высшую оценку. С тех пор этот концепт безмолвно висел на сайте конкурса… недавно мы разыскали его, и решили купить его у Автора — приватизировать :) — и дать ему настоящую жизнь.

Почему мы сочли важным сделать эту уличную публикацию? Тому есть повод и причина — однако повод не столь важен… а вот причину мы хотели бы описать подробно.

Как говорил в 1999 году один известный политик, «почему-то никто не говорит — в моей квартире произойдёт ремонт, образуются цветной телевизор и новая мебель, и невидимая рука рынка (или — невидимый шланг пылесоса) наведёт в ней порядок. Почему-то про свою квартиру все говорят — я сделаю (или я закажу) ремонт, я куплю телевизор, я наведу порядок… или — я найму домработницу, чтобы она его наводила».

Относиться к собственной стране как к собственности — неизбежность (раньше или позже) для человека, который чем-то владеет в этой стране. Это — основы правого, республиканского, если хотите — аристократического сознания: приватизация прибылей лишь последует приватизации обременений, если речь идёт о легитимных владениях, рассчитанных на много поколений, на родовую стратегию.

Мы — не великие приватизаторы. В общем-то, почти никто из нас вообще ничего не приватизировал в том смысле, в котором сейчас в России принято понимать это слово… да и тем из нас, кто не может не отнести себя к «приватизаторам», досталась лишь какая-нибудь квартира или «интеллектуальная собственность»… Но все мы «приватизировали» главное — саму возможность иметь прибыль; саму возможность капитализировать себя и свои с нуля сделанные частные дела (которые сейчас принято называть у нас в Стране ангрусским словом «бизнес»).

Частное дело возможно (по внутренней логике самого слова — язык говорит за нас) только как часть Целого, часть общего дела (кстати, два слова res publica по-латински и означают — общее дело).

Объёмы наших частных капиталов зависят от общей капитализации Страны.

Капитализация страны — это отражение её общественной связности.

А общественная связность — это не только «горизонтальная» связность между людьми, но и «вертикальная» связность между людьми и смыслами, идеями, идеальными Целями.

Мы отдаём себе отчёт в том, что если мы оказались одарены талантами и возможностями, давшими нам возможность получать частные прибыли — то это вовсе не означает, что все остальные одарены ими в равной степени. Нам больше дано — значит, мы больше должны вложить (не «отдать», а именно вложить, инвестировать) в res publica.

Вкладываться в общее дело — развивать связность общества. Мы сочли, что начать связывать в общественном сознании развитие Страны с гордостью за реализованную мечту (не «нашу», не «государственную» — а мечту частного человека: поэтому — «ты») — вклад, вполне достойный того, чтобы его осуществить. Начать возвращать в общественный оборот высокие слова и смыслы (но без экзальтации и «розовых слюней») — хорошее, достойное, доброе обременение, достойное того, чтобы его приватизировать… и полезное, весьма прагматичное дело.

Каждый из наших сограждан, кто имеет высокие идеальные частные цели — цели, ставящиеся воображением и творческим мышлением — вдохновлён реализовывать их, и имеет для этого силы и средства… каждый повышает и нашу капитализацию, и в этом — наш стратегический, но предельно частный интерес.

Нам следует восстановить целостность как пространство общих целей нашей собственной общественной и государственной жизни.

И от того, когда и где находятся эти идеальные Цели и подлежащие им творческие задачи: только в прошлом — где всё уже сделано за нас, или они есть и в будущем — которое никогда нельзя с точностью предсказать, и именно поэтому можно делать… от этого зависит, продолжает ли жить общество. А от того, кто и в каком языке, под какой «культурной программой» будет рождать эти цели и мечты, зависит, — будет ли у нас наше собственное «Государство как способ существования в Истории», или участвовать в Истории мы будем в составе других государств и народов.

Все это очень непросто объяснять: слишком многие из нас привыкли за прошедшие полтора десятка лет путать пафос и экзальтацию, забывая, что слово «пафос» означает лишь «высокий смысл» — и норовя по поводу и без повода сказать: «Только давайте без пафоса»… Мы так долго «выдавливали из себя раба» (чужих) целей, что заодно выдавили (из себя же) и господина мира — европейца. Мы перестали творить — и только копируем: либо из прошлого, либо из настоящего.

Будущее фундаментально неопределённо. Будущее рискованно. Но именно и только будущее дарит волю и свободу.

Можно требовать свободы от мамы и папы, Оппозиции и Президента, от государства и мировой закулисы… Бог знает от кого ещё можно требовать свободы, есть тысяча способов требовать свободы и счастья… но лучший способ стать счастливым и свободным — это принять несвободу от творческого мышления как способа творить своё будущее.

Мы только что отпраздновали 60-летие Победы 1945-ого. Но предстоят ли нам новые победы?

«Точно так же, как Иосиф Сталин призывал для той победы „перевести всю экономику на военные рельсы“ — точно так же вся „война“ наступившего века должна быть переведена на рельсы экономической конкуренции». «Business is War» — сказали не мы, а г-н Мацусита, промышленный генерал Японии, один из тех, кто вывел её на рубеж G-7.

«Приказ должен категорически и выпукло отражать главную идею боя».

МЕЧТАТЬ! — для нас, для наших друзей, для наших детей это звучит не как сладкие вздохи на скамейке.

Мечтать! — звучит как приказ.

 

версия для печати | перейти на главную страницу сайта Со-общение